Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182 (4 этаж, вход с торца, 404 кабинет)

Версия для слабовидящих

Доклады ( отчёты )

Доклад Комитета по тарифам Республики Алтай

"Правоприменительная практика  при осуществлении государственного контроля (надзора) за применением установленных цен (тарифов) за 2020 год"

Комитет по тарифам Республики Алтай является органом исполнительной власти Республики Алтай, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок, а также проведения мониторингов выполнения производственных и инвестиционных программ. Комитетом осуществляется государственное регулирование 73 организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами, услуг на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении и другие. Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), применяемых в Республике Алтай осуществляется Комитетом в строгом соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 года № 57, в соответствии с Порядком осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), применяемых в Республике Алтай, утвержденным  постановлением Правительства Республики Алтай от 03.08.2015 года № 237, а так же административными регламентами.

К предмету государственного регионального контроля (надзора) относится не только контроль за применением регулируемых Комитетом цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, а так же контроль:

-за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, установленных Комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

-за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), а также установленные в виде надбавок к ценам (тарифам);

-за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Основным типовым и массовым нарушением обязательных требований является нарушение требований предоставления сведений в Комитет, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнение Комитетом полномочий по контролю (надзору) за осуществлением подконтрольными субъектами раскрытия информации о своей деятельности.

Анализ дел об административных правонарушениях, совершенных подконтрольными субъектами в 2020 году

За 2020 год по мере выявленных правонарушений в сфере тарифного регулирования Комитетом составлено 64 протокола об административных правонарушениях.  Из которых за нарушение ч. 1 ст. 19.7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а именно непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов - 32 протокола об административных правонарушениях.  За нарушение ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, а именно  непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации – 30 протоколов об административном правонарушении. За нарушение ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, а именно  завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного) по материалам, поступившем в Комитет в рамках обращения гражданина – 1 протокол об административном правонарушении. В связи с устранением регулируемыми организациями нарушений, Комитетом составлено 28 постановлений – предупреждений о недопущении повторных правонарушений, в том числе 1- по материалам, переданным Чойской прокуратурой Республики Алтай по подведомственности в порядке статьи 23.1 КоАП РФ  в связи с поступлением в Комитет вышеуказанных сведений, 33 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (в настоящее время 1 постановление на сумму 50 т.р. обжалуется в Арбитражном суде РА) и 2 – предписания, которые в настоящее время сняты с контроля, в связи с исполнением требований в установленный срок.В целом, складывается положительная динамика так, как уменьшается количество выявляемых правонарушений в ходе проверок подконтрольных субъектов.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

В  2020 году по сравнению с 2019 годом:

  • уменьшилось число штрафных санкций, в связи с тем, что Комитетом по сравнению с предыдущим периодом выдано большее количество предупреждений об устранении выявленных правонарушений, это в свою очередь так же связано и  с тяжелой эпидемиологической обстановкой в регионе, вызванной вспышкой новой короновирусной инфекции (COVID-19),  в целях минимизации давления на субъекты предпринимательской деятельности.

  • специалистами Комитета более эффективно по сравнению с предыдущим периодом осуществлялось информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним.

Мероприятия, применяемые Комитетом при организации государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок:

В целях обеспечения положительной динамики при организации государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок, Комитетом приказом от 18.12.2020 года № 189-ОД утверждена Программа профилактики правонарушений обязательных требований в области государственного контроля за применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним. В рамках выполнения указанной программы, Комитетом выполняются следующие мероприятия:

- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним;

С целью уменьшения количества правонарушений в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, сотрудниками Комитета систематически направляются информационные письма на адреса регулируемых организаций о недопущении нарушений.

- проведение семинаров и конференций, разъяснительной работы на сайте Комитета и иными способами по соблюдению обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним;

Регулярно на официальном сайте Комитета актуализируется перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного (регионального) контроля в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

Результатом, ожидаемым от реализации программы, является повышение эффективности системы профилактики в области государственного регулирования цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов и снижение количества правонарушений в сфере регулируемого ценообразования, а также оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Основные рекомендации по соблюдению требований нормативных актов с учетом правоприменительной практики Комитета по тарифам Республики Алтай

С учетом результатов контрольно-надзорной деятельности Комитета организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, рекомендуется следующее:

-своевременно и в полном объеме осуществлять раскрытие информации о своей деятельности и направлять соответствующие уведомления в адрес Комитета;

-обращаться в адрес Комитета с заявлением об установлении тарифов в кратчайший срок с момента начала осуществления регулируемого вида деятельности;

-обращаться в адрес Комитета с заявлением об установлении тарифов в кратчайший срок с момента изменения системы налогообложения, реорганизации юридического лица, изменения имущественного комплекса, используемого для осуществления регулируемой деятельности;

-соблюдать установленные законодательством сроки обращения с заявлением об установлении тарифов на очередной период регулирования;

-применять при расчетах с потребителями тарифы, соответствующие утвержденным Комитетом;

-не допускать фактов предоставления в адрес Комитета по тарифам Республики Алтай заведомо недостоверных документов и информации;

-не допускать фактов осуществления регулируемой деятельности без утвержденного тарифа;

-в рамках производства по делу об административном правонарушении при заявлении ходатайств о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждать документально доводы о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением лица.

Доклады Комитета по тарифам Республики Алтай Правоприменительная практика  при осуществлении государственного контроля (надзора) за применением установленных цен (тарифов) за:

За 2 полугодие 2020 года

За 1 полугодие 2020 года