Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182 (4 этаж, вход с торца, 404 кабинет)

Версия для слабовидящих

Доклады ( отчёты )

Доклад  об осуществлении государственного контроля (надзора) за применением установленных Комитетом по тарифам Республики Алтай цен (тарифов)в 2020 году

1. Состояние нормативно-правового регулирования

Нормативно - правовую базу осуществления регионального государственного контроля в установленной сфере деятельности составляют:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года);

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

 Кодекс об Административных правонарушениях;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1517 «О государственном регулировании цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 года № 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»;

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

постановление Правительства Российской        Федерации от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»;

постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

приказ Минэкономразвития России от 6 июня 2016 года № 353 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением на территориях субъектов Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра транспортных средств»;

приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 110-РЗ «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай»;

Закон Республики Алтай от 3 марта 2008 года № 11-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по возмещению разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению по регулируемым тарифам в зонах децентрализованного электроснабжения»;

Закон Республики Алтай от 28 марта 2014 года № 12-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

Закон Республики Алтай от 4 апреля 2016 года № 27-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Республики Алтай»;

Закон Республики Алтай от 10 июля 2012 года № 40-РЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств»;

постановление Правительства Республики Алтай от 24 августа 2017 года № 213 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай от 3 марта 2008 года № 11-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по возмещению разницы в тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению по регулируемым тарифам в зонах децентрализованного электроснабжения» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»;

постановление Правительства Республики Алтай от 15 августа 2017 года № 192 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай от 28 марта 2014 года № 12-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

постановление Правительства Республики Алтай от 3 августа 2015 года № 237 «О Порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), применяемых в Республике Алтай»;

постановление Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 года № 57 «Об утверждении Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»;

Административные регламенты осуществления регионального государственного контроля за применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним.

В нормативных правовых документах отсутствуют признаки коррупциногенности.

2. Организация государственного контроля (надзора)

Комитет по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет) является органом исполнительной власти Республики Алтай, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок, а также проведения мониторингов выполнения производственных и инвестиционных программ.

Комитетом осуществляется государственное регулирование 73 организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами, услуг на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении и другие.

К предмету государственного регионального контроля (надзора) относится не только контроль за применением регулируемых Комитетом цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, а так же контроль:

за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, установленных Комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), а также установленные в виде надбавок к ценам (тарифам);

за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Основным типовым и массовым нарушением обязательных требований является нарушение требований предоставления сведений в Комитет, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнение Комитетом полномочий по контролю (надзору) за осуществлением подконтрольными субъектами раскрытия информации о своей деятельности.

3. Финансовое и кадровое обеспечение

Финансовое обеспечение осуществления Комитетом регионального государственного контроля за применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай. Объемы бюджетных ассигнований на содержание Комитета на 2020 год составили 13 272 тыс. руб.

Функции по контролю выполняются всеми государственными гражданскими служащими Комитета, в том числе:

Председателем Комитета;

Заместителем Председателя.

Численность Комитета в 2020 году составила 14 человек.

Все специалисты Комитета имеют высшее профессиональное образование. Квалификация специалистов соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным должностям.

4. Осуществление государственного контроля (надзора)

В соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (Номер плана в ФГИС ЕРП 2020010288) плановые проверки должны были быть проведены в двух подконтрольных субъектах.

Однако, в соответствии с абзацем 9 пп. а) п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489, приказом Комитета от 2 апреля 2020 года № 56-ОД из Плана проведения плановых проверок на 2020 год исключен один подконтрольный субъект, в отношении которого проведение плановой проверки было назначено на апрель 2020 года.

На основании изложенного, Комитетом в 2020 году проведена плановая проверка, согласно утвержденному плану только в одном подконтрольном субъекте.

В результате проверки выявлены следующие нарушения:

- не ведется раздельный учет  доходов и расходов по видам деятельности в разрезе объектов теплоснабжения, и других видов деятельности;

- выявлены расхождения данных статистической отчетности за 2019 год.

Вынесено предписание об устранении выявленных нарушений № 1 от 31 августа 2020 года. Срок устранения нарушений – 30 сентября 2020 года.

Уведомлением от 30 сентября 2020 года замечания, изложенные в предписании, устранены в полном объеме.

За 2020 год по мере выявленных правонарушений в сфере тарифного регулирования Комитетом составлено 64 протокола об административных правонарушениях, из которых:

 за нарушение ч. 1 ст. 19.7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а именно непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов - 32 протокола об административных правонарушениях;

за нарушение ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, а именно  непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации – 30 протоколов об административном правонарушении;

за нарушение ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, а именно  завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного) по материалам, поступившем в Комитет в рамках обращения гражданина – 1 протокол об административном правонарушении.

В связи с устранением регулируемыми организациями нарушений, Комитетом составлено 28 постановлений – предупреждений о недопущении повторных правонарушений, в том числе 1- по материалам, переданным Чойской прокуратурой Республики Алтай по подведомственности в порядке статьи 23.1 КоАП РФ  в связи с поступлением в Комитет вышеуказанных сведений, 33 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа и 2 – предписания, которые в настоящее время сняты с контроля, в связи с исполнением требований в установленный срок.

В целом, складывается положительная динамика так, как уменьшается количество выявляемых правонарушений в ходе проверок подконтрольных субъектов.

5. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

В  2020 году по сравнению с 2019 годом:

  • уменьшилось число штрафных санкций, в связи с тем, что Комитетом по сравнению с предыдущим периодом выдано большее количество предупреждений об устранении выявленных правонарушений, это в свою очередь так же связано и  с тяжелой эпидемиологической обстановкой в регионе, вызванной вспышкой новой короновирусной инфекции (COVID-19),  в целях минимизации давления на субъекты предпринимательской деятельности.

  • специалистами Комитета более эффективно по сравнению с предыдущим периодом осуществлялось информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним.

6. Действия Комитета по пресечению нарушений обязательных требований законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений

В целях обеспечения положительной динамики профилактики правонарушений при организации государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок, Комитетом приказом от 18 декабря 2020 года № 189-ОД утверждена Программа профилактики правонарушений обязательных требований в области государственного контроля за применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним.

В рамках выполнения указанной программы, Комитетом выполняются следующие мероприятия:

- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним. С целью уменьшения количества правонарушений в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, сотрудниками Комитета систематически направляются информационные письма на адреса регулируемых организаций о недопущении нарушений;

- проведение семинаров и конференций, разъяснительной работы на сайте Комитета и иными способами по соблюдению обязательных требований в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним. Актуализация на официальном сайте Комитета перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного (регионального) контроля в сфере применения регулируемых цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.      

Результатом, ожидаемым от реализации программы, является повышение эффективности системы профилактики в области государственного регулирования цен (тарифов, ставок, платы) и надбавок к ним, повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов и снижение количества правонарушений в сфере регулируемого ценообразования, а также оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

7. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора)

С учетом результатов контрольно-надзорной деятельности Комитета организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, рекомендуется следующее:

своевременно и в полном объеме осуществлять раскрытие информации о своей деятельности и направлять соответствующие уведомления в адрес Комитета;

обращаться в адрес Комитета с заявлением об установлении тарифов в кратчайший срок с момента начала осуществления регулируемого вида деятельности;

обращаться в адрес Комитета с заявлением об установлении тарифов в кратчайший срок с момента изменения системы налогообложения, реорганизации юридического лица, изменения имущественного комплекса, используемого для осуществления регулируемой деятельности;

соблюдать установленные законодательством сроки обращения с заявлением об установлении тарифов на очередной период регулирования;

применять при расчетах с потребителями тарифы, соответствующие утвержденным Комитетом;

не допускать фактов предоставления в адрес Комитета по тарифам Республики Алтай заведомо недостоверных документов и информации;

не допускать фактов осуществления регулируемой деятельности без утвержденного тарифа;

в рамках производства по делу об административном правонарушении при заявлении ходатайств о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждать документально доводы о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением лица.

 

Доклады Комитета по тарифам Республики Алтай Правоприменительная практика  при осуществлении государственного контроля (надзора) за применением установленных цен (тарифов) за:

За 2020 год

За 2 полугодие 2020 года

За 1 полугодие 2020 года